Тина Тёрнер (Tina Turner; при рождении Анна Мэй Баллок (англ. Anna Mae Bullock), род. 26 ноября 1939, Натбуш, Теннесси, США) — американская певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница восьми премий Грэмми. За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул «Королевы рок-н-ролла». Тина значится в десятке самых лучших танцоров мира. Ее ноги признаны самыми сексуальными в Голливуде. Журнал «Роллинг Стоун» назвал ее величайшей певицей современности.
Вторую такую соул-рок-певицу, с такой же сумасшедшей энергетикой и непреодолимым обаянием, можно даже не пытаться искать. Тина Тернер (Tina Turner) - эксклюзивное взрывное устройство, существующее в одном-единственном экземпляре. Она источает сексуальность каждой клеткой своего тела - так повелось еще с конца 50-х, когда Тина впервые поднялась на сцену. Лид-вокалистка группы Ike & Tina Turner Revue, испытавшая на себе всю неприглядную подноготную шоу-бизнеса, после развода с мужем вынуждена была на целое десятилетие уйти в тень. С тем чтобы в середине 80-х вернуться с чередой ударных хит-синглов, а в 90-е окончательно и бесповоротно закрепиться в статусе суперзвезды.
Анна Мэй Баллок (Anna Mae Bullock) появилась на свет в маленьком городке Натбаш, недалеко от Браунсвилля, штат Теннеси, 26 ноября 1938 года. Петь она начала еще тинэйджером, отдавая свое предпочтение госпеллу. По окончании школы 17-летняя Анна Мэй вместе со старшей сестрой Alline перебралась в Сент-Луис, где в середине 50-х в R&B-кругах блистал Айк Тернер (Ike Turner, он же Izear Luster "Ike" Turner Jr.), пианист и гитарист, фронтмен группы Kings of Rhythm. Познакомившись с Анной Мэй и оценив ее вокальные данные и темперамент, он пообещал, что даст ей шанс выступить как-нибудь вместе со своей группой. Но это "как-нибудь" все никак не наступало. Тогда в один прекрасный день девушка сама вышла на сцену и взяла в руки микрофон. Айк Тернер долго не раздумывал и вскоре ввел ее выступление в свою шоу-программу и придумал Анне новое имя - Тина. У начинающей певицы в это время был роман с саксофонистом группы Рэймондом Хиллом (Raymond Hill), от которого она ждала ребенка. Айк предложил ей перебраться в свой дом, и этим решил их дальнейшую судьбу. В 1958 году они стали мужем и женой.
В конце 1959 года Kings of Rhythm начали сотрудничать с лейблом Sue Records. Когда команда собралась записывать песню "A Fool in Love", Тине пришлось заменить в студии вокалиста, который явно не справлялся с задачей. Изданный в 1960 году сингл "A Fool in Love" принес коллективу Айка Тернера первую серьезную удачу: он попал в американский Тор 30, а в рейтинге R&B добрался до второго номера. Со временем Тина оказалась центральной фигурой и студийных записей, и концертных программ, так что выглядело вполне логично, когда Айк переименовал свой проект в Ike & Tina Turner Revue. Выступая с большой духовой секцией и шеренгой длинноногих бэк-вокалисток, Revue в скором времени превратились в суперзнаменитое живое шоу. Их популярность поддерживали хит-синглы, которые в начале 60-х периодически появлялись на верхних строчках хит-парадов. Но творческие возможности Айка были, в конце концов, ограничены. Он не принадлежал к числу тех плодовитых композиторов, которым удается создавать мировые хиты целыми гроздьями. Его песни второй половины 60-х все реже фигурировали в чартах, и ни одна из них больше не поднималась в Тор 10.
1966 год знаменует важный этап в карьере звездной пары - знакомство и сотрудничество с легендарным продюсером Филом Спектором (Phil Spector). Он был очарован силой и богатством вокала Тины Тернер и решил записать вместе с ней композицию, которая стала бы величайшим шедевром его творческого пути. Монументальная поп-симфония "River Deep - Mountain High" обошлась в 22 тысячи долларов, что по тем временам было астрономической суммой не только для одной песни, но и для целого альбома. Единицы поп-вокалистов справились бы с поставленной задачей, не потерявшись на фоне мощного оркестрового сопровождения. Тина Тернер оказалась на высоте. Сингл "River Deep - Mountain High" покорил британский Тор 5 и принес артистке невероятную популярность в Великобритании. Но в Соединенных Штатах его ждал полный провал. Проблема была не в певице - просто такое слияние "черной" и "белой" музыкальной эстетики оставило американцев совершенно равнодушными. Критики тоже отнеслись к релизу по-разному. Кому-то эта композиция показалась "перепродюсированной", но для многих она остается одним из величайших произведений рок-эпохи.
Начав вводить в свой репертуар кавер-версии современных рок-н-роллов, в 1971 году Ike & Tina Turner Revue снова возродили интерес к своему творчеству, записав альбом "Workin' Together". Это был звездный момент их карьеры: альбом попал в Тор 25 США, обязанный своим успехом ударной версии "Proud Mary" группы CCR, которая стала первым их хитом, добравшимся до Тор 5. Мало того, композиция принесла им первую и последнюю премию Grammy. Еще одной большой удачей группы оказался сингл 1973 года "Nutbush City Limits", полуавтобиографическая песня, которая покорила Тор 20 R&B-чарта и Тор 30 поп-чарта. Написала ее сама Тина Тернер, заметно уставшая к этому времени от слишком однообразного материала, с которым уже больше десяти лет неизменно выходила на сцену.
Были у певицы и другие причины для усталости и грусти. Ее муж все сильнее злоупотреблял алкоголем, чередуя его с кокаином. Стремясь любой ценой удержать главную "фишку" своих шоу, он обращался с Тиной Тернер грубо и даже жестоко. Побои и оскорбления стали обыденным явлением их семейной жизни. Некоторое время она мирилась с этим, но поскольку никаких улучшений не предвиделось, в 1974 году решила уйти от Айка. Через два года, в 1976-м, их брак был официально расторгнут - после того как она отказалась практически от всех финансовых претензий.
Наслаждаясь новообретенной свободой, Тина блестяще сыграла в киноверсии "Tommy" The Who. Это придало певице оптимизма, равно как и недавно принятый ею буддизм. Хотя поводов для радости в ее жизни было как никогда мало. Столкнувшись с полным равнодушием со стороны музиндустрии, Тина осталась фактически у разбитого корыта: без денег, без поддержки, без своего репертуара, зато с многочисленными долгами. Она снималась для рекламы продуктов, участвовала в телевизионных игровых шоу, подрабатывала в клубах Лас-Вегаса. Ей удалось подписать сольный контракт с рекорд-лейблом United Artists, для которого она записала три лонг-плея: "The Country of Tina Turner" (1973), "Rough" (1978), "Love Explosion" (1979). Но эти релизы прошли совершенно незамеченными. Ситуация казалась тупиковой, а ведь ей, обладательнице одного из лучших голосов в истории соул-музыки, было всего 40 лет.
Все изменилось в 1979 году с появлением в ее жизни Роджера Дэвиса (Roger Davies), молодого австралийского менеджера, который только недавно переселился в Лос-Анджелес. Он решил воспользоваться выпавшим шансом и вернуть в большой шоу-бизнес имя Тины Тернер. С его помощью певица восстановила рок-н-ролльную жесткость и бьющую через край энергию своих лучших записей, сочетая их с интуитивной теплотой и чувственностью. И начала заново строить сольную карьеру. В 1981 году Тина выступила на разогреве у Rolling Stones в рамках их американского тура. После чего получила приглашение от Яна Крейга Марша (Ian Craig Marsh) и Мартина Вайра (Martyn Ware) из группы Heaven 17 поучаствовать в их новом проекте. Записанная ею кавер-версия "Ball of Confusion" группы Temptations звучала поистине апокалипсически.
В конце 1982 года Тина Тернер подписала сольный контракт с рекординговым лейблом Capitol. В качестве дебютного сингла певица записала кавер Al Green "Let's Stay Together", который в начале 84 года покорил Тор 30 США. Второй сингл "What's Love Got to Do with It" стал ее настоящим триумфом: один из самых громких хитов года, он провел на вершине рейтинга три недели подряд. И это было только начало.
Изданный в том же 1984 году сольный полноформатный альбом "Private Dancer" на долгие месяцы обосновался в первой десятке национального рейтинга (высшее достижение - Тор 3), возглавив R&B-чарт и проведя на его вершине не одну неделю. Тина Тернер осуществила один из самых незабываемых камбэков в истории популярной музыки. Диск "Private Dancer", эта огненная смесь поп-музыки, рока и R&B, разошелся только в Штатах тиражом 11 миллионов копий. Альбом отпочковал еще два ударных сингла: заглавную композицию "Private Dancer", которая в 1985 году добралась до 7 строки чарта, и "Better Be Good to Me", попавший в Тор 5. Триумфатором ушла артистка с церемонии награждения Grammy, где ей вручили сразу три награды. Трек "What's Love Got To Do with It" был назван лучшей записью года, а Тернер - лучшей поп-вокалисткой. По иронии судьбы, звание лучшей рок-вокалистки 1984 года тоже присудили ей - за песню "Better Be Good to Me".
Через год артистка cнова блеснула в кино, снявшись в главной роли в фильме "Mad Max: Beyond Thunderdome", для которого записала и звуковую дорожку. Заглавная тема из фильма, "We Don't Need Another Hero", стала еще одним хитом в ее дискографии (#2 в рейтинге Billboard Hot 100 и #3 в R&B-чарте).
Такого решительного старта ее сольной карьеры вполне хватило, чтобы еще долго поддерживать высокую репутацию певицы. К тому же, как бы ни складывалась судьба ее релизов в чартах, Тина Тернер всегда оставалась востребованной и незабываемой концертной исполнительницей. После успеха хит-сингла 1986 года "Typical Male" (#2 в рейтинге Billboard Hot 100) прошло три года, прежде чем она записала сингл, который мог сравниться с ним в популярности - облетевший весь мир "The Best", попавший в американский Тор 15.
До конца 80-х Тернер подготовила еще три лонг-плея, из них один концертный - "Tina Live in Europe" (1988). Самым сильным релизом этого периода был диск 89 года "Foreign Affair".
Во второй половине 80-х Тина Тернер еще три раза уходила победительницей с церемонии награждения Grammy - трижды она была названа лучшей рок-вокалисткой. В 1985 году премия Grammy в этой номинации досталась ей за трек "One of the Living", в 86-м - за песню "Where You Started", а в 88-м высокое жюри отметило альбом "Tina Live іn Europe".
1991 год неожиданно напомнил о счастливо-несчастливом прошлом. Ее совместный с бывшим мужем проект Ike & Tina Turner Revue удостоился почетного места в Зале славы рок-н-ролла. На торжественной церемонии присутствовала только Тина Тернер, Айк в это время отбывал очередное тюремное заключение.
На протяжении 90-х дискография певицы пополнилась еще пятью альбомами, в разной степени удачными. Но уже не только музыка составляла круг ее интересов. Тина описала свою сложную жизнь в автобиографической книге "I, Tina", которая стала мировым бестселлером. В 1993 году ее история легла в основу художественного фильма (с участием Анжелы Бассетт и Лоуренса Фишберна), который номинировался на премию Oscar. Саундтрек к этой картине "What's Love Got to Do with It" (1993) закрепился в Тор 20.
Новый студийный лонг-плей "Wildest Dreams" (1996) гораздо лучше восприняли меломаны Великобритании, где он стал платиновым, чем поклонники на родине певицы. Тернер провела в его поддержку масштабное мировое турне, выступив в общей сложности перед 3 миллионами зрителей.
Малоудачным оказался релиз "Good Hearted Woman" (1998), а вот изданный через год альбом "Twenty Four Seven", 10-й и последний на сегодняшний день сольный диск, приобрел большую популярность. В рейтинге Billboard 200 он поднялся до 21 строки и вошел в первую тройку самых востребованных альбомов в интернете. Его тираж давно превзошел миллионную отметку. Самой популярной песней с этого альбома, особенно на танцполах Америки, оказалась зажигательная "When the Heartache Is Over" (Тор 3 в клубном чарте). Стоит отметить, что эту студийную работу, приуроченную к 25-летию ее сольной карьеры, продюсировала сама певица при поддержке гитариста Терри Бриттена (Terry Britten).
В июне 2000 года Тина Тернер, уже отметившая 61-й день рождения, объявила о том, что уходит со сцены. Это не значит, что она навсегда покидает шоу-бизнес. Она продолжит студийные записи ("Я буду работать, даже когда мне будет 90!"), но уже никогда не вернется к утомительной концертной деятельности. Прощание артистки с поклонниками вылилось в феерический тур (целых 90 выступлений в США и Европе), который стал не просто одним из самых успешных в ее карьере, но и самым прибыльным туром 2000 года в США. Как и 45 лет назад выходя на сцену в мини-юбках, открывавших ее знаменитые ноги (то итогам некоторых опросов признанные «самыми красивыми ногами в шоу-бизнесе»), по-прежнему безупречно владея мощнейшим вокалом, Тернер продемонстрировала высший класс исполнительского мастерства. Неудивительно, что только за счет продажи билетов на свои шоу она заработала более 80 миллионов долларов, опередив даже суперпопулярных N'Sync.
Новоявленная "пенсионерка" по-прежнему остается одной из самых сексапильных и обаятельных женщин: по мнению читателей журнала "People", Тина входит в число 50 самых красивых людей в мире.